Кши-На
География
Государство под названием Кши-На расположено в предгорьях Хен-Ер. В здешних поселениях, больших и малых, есть что-то общее с раскрашенными японскими гравюрами по ощущению. Климат умеренный, с холодными снежными зимами и нежарким летом.
Делится на провинции.Тай-Е, главный город страны ― прекрасен. Столица, Сестренка, Матушка, подруга самого Князя Дня, им же и оплодотворенная, общая возлюбленная и родственница, украшаемая жителями, как украшают любимую женщину ― вот что это такое. Река Ши-А, Серебряная Лента ― торговый путь с северо-запада; из других мест ведут дороги ― и все дороги в Кши-На ведут в Тай-Е. Здесь великолепные дома из известняка и мрамора разных оттенков, от розоватого до темно-серого, почти черного, с любимыми аборигенами стрелами-шпилями или острыми башенками, с флюгерами в виде штандарта на мече ― в кущах ив, неизменной акации и златоцветника. Здесь Государева Академия Наук, Обсерватория, Библиотека и Госпиталь. Упомянутые кварталы ремесленников ― явный зародыш промышленного центра. Площадь Гостей, с выстроенными в широкий полукруг торговыми рядами ― место, где можно встретить пришельцев из любых дальних мест.
Даже в бедных кварталах ― каменные дома и та подчеркнутая чистота, которая отличает Кши-На вообще. Здесь работают «холодные сапожники» в будках с тремя стенками, рядом с жаровней, шьют, разматывают и красят шелк, пекут грошовые пирожки и продают с пылу, с жару, а в длинной крытой галерее художники, ещё не снискавшие себе ни денег, ни славы, берутся за серебрушку и четверть часа каллиграфически надписать ваш фонарик на заказ золотом или нарисовать на вашем веере все, что угодно, дополнив шедевр стихотворной строкой на ваш выбор.Государство, общество, культура
Форма правления в Кши-На ― монархическая, престол передается обычным порядком, от отца к сыну, однако в связи с особенностями физиологии расы, каждый предбрачный поединок наследного принца грозит сменой династии, поэтому последняя по времени фамилия Государей (а еще более ― Совет, состоящий из облаченных властью влиятельных лиц) в течение нескольких столетий предпочитала подстраховаться, и, соблюдая ритуп, проводила (от самих принцев втайне) договорные бои с предрешенным поражением претендентов, получая, к сожалению, не совсем здоровых, обрезанных без настоящих сражений Государынь, что весьма пагубно сказалось на жизнеспособности потомства в августейшей Семье. К счастью, нынешний Государь Вэ-Н прервал эту дурную традицию, победил Государыню Ра в честной схватке, женился по любви, обретя физически и духовно безупречную Мать своих детей.Родовая аристократия Кши-на превыше всего ценит сдержанность и самообладание, «сердце аристократа ― камень, покрытый изморозью» ― так иногда говорят в народе. Разумеется, эта чопорность где-то да прорывается настоящей страстью ― в любви, на войне и в искусстве.
Средний класс ― торговцы и ремесленники, однако, пользуются уважением ничуть не меньшим, чем знать, считаются опорой государства. Семьи знаменитых мастеров ― оружейников, ткачей, стеклодувов – имеют фамилии, которые на слуху у всех.
Примечательна спокойная вежливость жителей Тай-Е, без тени заискивания перед сильными мира сего. Спокойно-вежливы и исполнены достоинства даже работяги нижайшего пошиба, вроде тех, кто расчищает на улицах снег, не говоря уже о мастерах.Космогонические представления у кши-насцев вполне адекватны образу жизни и психофизиологии: Зло в образе Князя Ночи, желающее распада и хаоса, побежденное Добром, вследствие метаморфозы изменяет собственную агрессивную природу, а Княгиня Ночь рождает Жизнь и Смерть, как уравновешивающие друг друга стихии. Любовь алхимически переплавляет Зло в Добро, как свинец в золото.
Жители Кши-На не мистичны до смешного, скептики и практики. Когда говорят «Небеса», имеют в виду не некие «Силы Небесные», божественную сущность, на небесах обитающую, а конкретно ― богов-демиургов, День и Ночь.
Своих богов кшинасцы просят не о духовных абстракциях, а о вполне конкретных вещах: о правильной хорошей погоде для урожая, о росе, полезной для шелкопрядов, о приплоде скота, о чистом цвете краски... о здоровье своих близких или их загробном покое. О простых, бытовых или денежных делах. Женщины молятся о любви, лёгких родах и здоровых детях ― богине Ночи, Княгине Тьмы, Матери Жизни, Смерти и Сна ― покровительнице и заступнице трофеев, Госпоже Любви; ей иногда приносят в жертву отрезанный локон ― определенно символизирующий, нетрудно догадаться, что. Жрецы служат больше людям, чем божествам, и деньги таким образом зарабатывают. Кшинасцы не поняли бы, зачем гнать торговцев из храма, если торговля ― дело тоже в своем роде святое, дело для людей, такое же нужное и полезное, как и храм, торговцев в храмах традиционно полно: продают бумажные цветы, которые сжигают для умерших предков, благовония, освящённые чёрно-белые пирожные, помогающие в любви, благословенные Князем Света крохотные ножики в расписных ножнах, которые от сглаза и на счастье вешают на шею детям на красном шнурке... Здесь нет представления о святости выше земных дрязг.Храмовые жрецы аналогичны, скорее, земным монахам ― вечные юноши, отказавшиеся от всяческих плотских страстей ради служения божествам и людям одновременно... жрецы веруют истово и тоже не слишком высоко: жрец может искренне возмутиться неверием паствы, пришедшей просить дождя без зонтов, но наставлять на путь – дело Гадальщика.
Гадальщиков сравнительно немного. Они живут при храмах и, как правило, женаты. Вообще, Гадальщик ― это жрец, на которого сошла благодать в виде неожиданной и сильной земной любви, равно как и понимания сути вещей. Простой жрец сути вещей может и не понимать: его дело ― ритуалы, а вот Гадальщика боги наделяют способностью видеть возможные пути развития отношений между людьми. Хороший Гадальщик сватает, консультирует торговые сделки и отлично разбирается в политике, он ― тонкий интуитивный психолог, а отчасти и психотерапевт. Очень серьезные подарки, которые делает Гадальщику паства ― основа храмового имущества, больший доход, чем пожертвования просящих о солнце или дожде прихожан, а храм платит какие-то проценты в государственную казну, как любая коммерческая структура. И никакой тебе сакральности. На земную астрологию система, которой они пользуются, не особенно похожа, как и вера в Кши-На ― на земное язычество, лишь кое-какими частностями. Влияние светил и планет тут ни при чем, Поэтому те расчёты, которые делает Гадальщик, вовсе не по звездам, они на другое опираются.
В деревнях дело Гадальщиков ограничивается хозяйственными советами и сватовством.
Аналог Главного Гадальщика ― не придворный мудрец, а королевский духовник.Сватовство ― очень непростое дело. Во-первых, официальные партнеры не должны быть родственниками. Во-вторых, они должны быть ровесниками с приблизительно равными физическими данными ― чтобы уравнять возможности. В-третьих, учитываются тонкости общественного положения, равно как силы Земли в виде духов стихий, присутствовавших при рождении младенца, и силы Неба в виде духовных покровителей уже юноши... Короче говоря, удачно слаженный брак ― счастье для родни молодых и основательная выгода для Гадальщика, а удачных пар у хорошего Гадальщика бывает множество.
Целомудрие в Кши-На тоже имеет под собой основу не религиозную и морализаторскую, но чисто биологическую.
Супружеской неверности не существует по факту: связь между мужем, видевшим метаморфозу жены и помогавшим ей меняться, слишком глубока и крепка. Можно допустить существование мужчины, играющего во что-то этакое с юношей ― подобные игрушки могут вылиться в поединок, страшно рискованный, но потенциально вполне ведущий к полигамному браку; флирт же с чужой женой совершенно немыслим ― даже слишком пристальный взгляд на чужую молодую жену может спровоцировать убийство, и ни одна живая душа убийцу не осудит.. Любой фривольный намек чужой женщине воспринимается обществом, как изнасилование с отягчающими. Прелюбодеям нет прощения. Женщины не заигрывают с чужими прилюдно ни при какой погоде. «Без боя?!» ― обычная местная формула, которой объясняется невозможность подобных отношений. Вдовы редко выходят замуж повторно: любовь поверяется схваткой, а женщина не может сражаться: если ты проиграл, то это был последний поединок.В Старом Замке заседает Департамент Добродетели, в нем ― суд, принимают чиновники по серезным гражданским делам и составляются важные юридические документы. Тюрем, как таковых, в Кши-на нет, а в крепости содержат до суда оступившихся граждан ― прежде, чем королевское правосудие решит их судьбу. В основном ― в клетушках для солдат на крепостной стене, превращённых в камеры. А на Башне ― самых злонамеренных и опасных. Говорят, оттуда фактически невозможно бежать, да никто и не бежал. Хотя дольше месяца в этой крепости обычно не задерживаются. После суда оттуда лишь три пути. Могут оправдать, тогда отпустят, но это, разумеется, совсем не часто. Чаще ― казнь. Смертная казнь полагается только за страшные злодеяния типа государственной измены или нескольких убийств с отягчающими, случается исчезающее редко. Попавшегося злодея обрезают, как свинью: он обречен на вечный каторжный труд и общее гадливое презрение. Если преступник вышел из Времени Любви, его обрезают сразу после суда: если старый дурак до такой степени гад, что преступил закон, надеясь остаться безнаказанным ― получи и распишись. Человек пропащий, рабочий скот на всю оставшуюся жизнь ― Кши-На в исправление не верит. Жизни у такого все равно больше не будет ― а убивать расточительно и нерентабельно; человека, с которым проделали такую вещь, называют «ничто», «никудышник», это ― кошмарная участь преступников, военнопленных и рабов, которых потом продают на тяжёлые и грязные работы: в ассенизаторы, в каменщики, в дубильщики кож ― всё в таком духе.
Детей до Времени не судят, за них отвечают родители. Женщин посимпатичнее и совсем молоденьких мальчиков щадят: в большинстве случаев их продают хозяевам борделей, а оттуда есть призрачный шанс попасть в дом к аристократу или купцу с деньгами ― в качестве наложницы.Убийство на поединке убийством не считается ― это перст Судьбы.
Подросткам и юношам нравятся косы, серьги, ожерелья, браслеты, местная аристократия следит за руками, как может, и показывает холеные пальцы, как земные манерные дамочки.
В Кши-На ― культ написанного слова, страсть к афоризмам и цитатам и нежная любовь к процессу визуализации собственных мыслей, всё равно, посредством картинки или каллиграфического текста. Каллиграфия в Кши-На ― совсем особый вид искусства.
Письменность Кши-На изрядно древнее лянчинской, но обе они восходят к древним знакам легендарного народа Ид-Гн, жившего в незапамятные времена по ту сторону хребта Хен-Ер. Говорят, их города вмерзли в лед... Это их поэты и философы додумались изображать отдельным знаком каждый звук, в противовес ещё более древней Каллиграфии Образов, где знак обозначал целое слово, так что ныне используется фонетическое письмо. Способы начертания знаков ― от очень упрощенных, легко вышиваемых или вырезаемых на деревяшке ножом, до изощренных шедевров стиля, создающих настроение одним своим видом... Даже книжные шрифты сильно отличаются ― их отливают из серебра.
Грамотны все, почти поголовно; даже деревенский домик, этакую глиняную мазанку, обычно украшает каллиграфическая надпись на дощечке, что-нибудь в духе «Любящие руки землю превращают в золото». Подростки-плебеи развлекаются, рисуя имена или прозвища в сложном каллиграфическом стиле пальцем на спине у водящего ― чтобы он угадывал. У аристократов ― похожая игра, только рисуют кончиком мокрой кисти по ладони, заставив завязать глаза, что придает игре чуть-чуть эротический оттенок.Развлечения здесь вообще своеобразны. В столице есть Театр Баллад ― место изысканное, вроде королевской оперы, ставят там музыкальную классику. Театральные звезды с Именами Семьи ― уважаемые и принимаемые в высшем свете люди, образованные, поют на древних языках, играют богов и королей... но также есть множество бродячих трупп, кочующих по стране, они не брезгуют и комедиями, порой скабрезными.
Танцы с ножами и мечами, равно как и жонглирование холодным оружием разной степени опасности, воспринимаются, как выраженно эротическое действо. Эти танцы не бывают парными; на подсознательном уровне они изображают готовность танцора к поединку, а его партнёром волен себя представить каждый желающий. Начни танцевать с кем-нибудь ― в драку перейдет: два танцора показывают не танец, а эстетизированный поединок под музыку. Поэтому женщины их и не танцуют... или они не танцуют в приличных местах. Популярны фейерверки, они изобретательны и великолепны. Аборигенам нравится огонь ― закономерно при таком стиле жизни.Соседи
Соседи Кши-На с северо-запада, из лесной страны Мо ― отважные бойцы, красивые люди, высокие, крепкие и соломенно-светловолосых, носящие что-то вроде длинных шинелей из войлока потрясающего качества. Они иногда приезжают в Кши-На продавать этот войлок и другие изделия из бесценной шерсти снежных коз, которые считаются основной статьей дохода в их стране.Юго-запад и дальше на юг ― земли Лянчинского Братства, фанатиков-монотеистов, которые считают постыдным для юношей показывать старшим лица, ненавидят слабость в любом виде и добывают золото в песке своих рек.
На юго-востоке живут Кри-Йа-На, считающие всю земную жизнь комедией для своих жестоких и скучающих богов.
Жители восточных окраин, горной гряды Ит-Ер, матово-бледные, с черными кудряшками, обстриженными по плечи, в кожаных куртках, обшитых полосками серебристого меха, привозят в Кши-На свое оружие, мед, сгущенный сок местных плодов, похожий на фруктовую тянучку, и золотые самородки.
Кши-На, столица Тай-Е, дворец Государя
Кши-На, столица Тай-Е, дом в Кедровом парке
Кши-На, столица Тай-Е, дом Семьи Тэй
Кши-На, горы Хен-Ер
Северо-запад Кши-На, провинция Да-Лин, поместье О-Лон
Кши-На, горы Хен-Ер, город Тао-Ке, дом На-О М-Ура
Кши-На, горы Хен-Ер, имение Тай-До
Кши-На, горы Хен-Ер, заброшенная шахта
Кши-На, горы Хен-Ер, дорога
Кши-На, горы Хен-Ер, постоялый двор «Распадок А-И-Но»